|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай тэрилтэтэ
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
|
||||
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5 тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru |
Александрова Е.С.,
педагог-психолог МБОУ ЦПМСС ГО "город Якутск"
Актуальность. Постоянно усложняющиеся условия современной жизни предъявляют все более высокие требования к человеку и его способности противостоять в жизненной борьбе. Умение человека преодолевать жизненные трудности, способность адекватно реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям – важный показатель зрелости личности. Позитивное разрешение противоречий и трудностей составляет основу плодотворной деятельности человека. Поэтому научный интерес к проблеме поведения подростков в трудных ситуациях в последнее время неуклонно возрастает.
В трудные ситуации попадает каждый человек, и от того, какие он вырабатывает способы их преодоления, во многом зависит дальнейшее развитие личности. Усвоение адекватных способов реагирования повышает положительный потенциал личности, ведет к развитию механизмов саморегуляции, становлению морально-волевых качеств. И напротив, закрепление неконструктивных способов реагирования в трудных ситуациях может привести к деформациям в личностном развитии, появлению нервно-психических расстройств, противоправным действиям. Таким образом, формирование у подростков устойчивых позитивных стереотипов конструктивного поведения представляется важнейшим направлением работы психологов в области образования. С целью развития навыков конструктивного стиля реагирования в трудных ситуациях у подростков разработана программа "Выход".
«Нет, я сама. Я самее тебя» (Марина, 3 года)
И это утверждение «Я - системы» - основа личности к концу раннего детства. Малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап - дошкольное детство. Ребенок выделил себя как «Я» среди окружающих его людей. Начинает осознавать себя не частью мамы, а самостоятельной личностью. Кризисы необходимы. Они как движущая сила развития, своеобразные ступеньки его, этапы смены ведущей деятельности ребенка.
Если вас интересует стремление к определенным результатам, вам не обойтись без формулировки ожидаемых итогов. Цель помогает отсортировывать приоритеты и придерживаться верного вектора.
Чтобы добиться реализации задуманного, важно знать, как правильно ставить цели. Только выпускники Хогвартса могут сказать «я хочу», добавить пару заклинаний и наблюдать материализацию мечты. Установка целей — процесс, начинаемый с тщательной оценки того, чего хочется достичь, а затем реализуемый в тяжком труде. Впрочем, люди занимаются достижением целей не первое тысячелетие и, стало быть, успели обзавестись лайфхаками и по этому вопросу.
Следуя пяти золотым правилам, перечисленным ниже, вы сможете грамотно ставить цели и наслаждаться их достижением, а также чувством собственной значимости, неизбежно сопровождающим воплощение заветных намерений.
Павлова Елена Ильинична,
педагог-психолог МБОУ ЦПМСС ГО "город Якутск"
Пояснительная записка
На сегодняшний день нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и степень его патологичности. Существуют разные подходы к определению девиантного поведения, которые исходят из различного понимания нормы: социологический, биологический и психологический.
В своей программе мы будем основываться на социально-психологическом подходе. Этот подход объясняет причины, влияющие на появление отклоняющегося поведения: девиантное поведение – результат сложного взаимодействия процессов, происходящих в обществе и сознании человека.
Таким образом, отклоняющееся поведение – это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Следовательно, девиантным является поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали (В.В. Ковалев, И.С. Кон, В.Г. Степанов, Д.И. Фельдштейн и др.), а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени (Н. Смелзер, Т. Шибутани).
Помните, что все профессиональные навыки делятся на hard («жесткие») и soft («мягкие»)? При всеобщей доступности образования, softskills давно стали править миром.
Как же подростку их освоить?
У каждого из нас из нас есть ведущий, преобладающий интерес; способности любого человека лучше выражены в одной-двух сферах. Так что классификация типов профессий психолога Е. А. Климова не могла однажды не появиться. «Человек — природа», «Человек — знак», «Человек — человек», «Человек — техника», «Человек — художественный образ» — вот эти пять типов.
![]() |
Единый государственный экзамен давно уже вошел в нашу жизнь как реальность, но аббревиатура «ЕГЭ» до сих пор вызывает страх и волнения не только у старшеклассников, но и у взрослых – родителей и учителей. Беспокойство и тревога могут больше навредить в ситуации экзамена, чем не самое блестящее знание предмета. Интенсивное внимание к данному экзамену только в 11 классе приводит к повышению беспокойства, тревожности и у детей, и у взрослых. |
Васильева Розалия Семеновна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Здоровье – это правильная нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Согласно исследованиям специалистов 60% болезней взрослых были заложены в детстве. Сравнительный анализ выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние 10 лет. Количество дошкольников с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось до 5-6% (данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НИЭД РАМН). В настоящее время 50% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения. Основные среди них нарушения опорно - двигательного аппарата, сердечно- сосудистой системы, органов пищеварения, аллергические проявления. Каждый третий ребенок имеет сниженную остроту зрения. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.
Сегодня современному подростку решать вопросы профессионального выбора приходится очень рано. Уже в 9 классе перед ребенком стоит дилемма - остаться в школе или пойти учиться в колледж\техникум\училище. А в старших классах во многих школах необходимо выбрать профильный класс.
С 7 по 30 июня 2014г. на базе МОБУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей и подростков» ГО «г. Якутск» работал лагерь дневного пребывания «ДРУГой мир». В этом году его воспитанниками стали 25 подростков с 12 до 15 лет.
"Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей"
Единый государственный экзамен – это итоговая аттестационная работа ученика, на котором проявляются не только его знания и умения, а еще и результат работы учителей и всего педагогического коллектива в целом. Поэтому надо отметить, что к этому экзамену причастны все учителя, если не в данный год, то в последующем его ученики пройдут данное испытание и то, как они выдержат, зависит от сегодняшнего дня. Значит систематическая планомерная работа по подготовке детей к итоговым аттестационным экзаменам, в том числе психологической, должна начаться задолго до 11 класса.
Индивидуальные особенности каждого ученика (специфика мышления, памяти, внимания, темп деятельности, личностные особенности, учебная мотивация и т.д.) определяют его стиль учебной деятельности и накладывают свой отпечаток на результатах его учебы, как правило, на итоговый экзамен.
Исследования психологов позволили выделить группы детей, у которых с наибольшей вероятностью могут возникнуть затруднения при сдаче единого государственного экзамена.
Особенности дистанционного образования
Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учеников на расстоянии с сохранением всех элементов привычного образовательного процесса (изучение теории, отработка изученного, контроль за выполнением заданий, оценка результата).
Для устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация, заинтересованность и самоорганизация учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии без оптимизации учебного процесса могут оказать обратное воздействие.
Грекова Жанна Валентиновна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Васильева Александра Владимировна, социальный педагог МБОУ ЦПМСС
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности благодаря особой психологической атмосфере любви, заботы, уважения и поддержки. Воспитание детей – большая радость, большая ответственность и большой труд.
Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важно то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.
В отечественной педагогике и психологии решающая роль семейного воспитания в формировании личности ребенка признавалась всегда, начиная с работ А.С. Макаренко и Л.С. Выготского.
Отечественные специалисты по работе с семьей (М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер) указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности, в ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности ребенка. Если в семье не создаются благоприятные условия, а, напротив, по отношению к ребенку применяются методы физического и психологического воздействия и других форм насилия, то это приводит к возникновению различных девиаций в поведении ребенка, отклонениям в психоэмоциональном и интеллектуальном развитии личности, проблем в социализации и др.
Поэтому, как одно из направлений первичной профилактики семейного насилия, является помощь родителям в осознании своего родительства, выстраивании модели позитивного воспитания, развитии навыков конструктивных способов реагирования.
Котельникова Александра Михайловна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
«Самая большая роскошь –
Роскошь человеческого общения».
А-С. Экзюпери.
Актуальность:
Система отношений – важный аспект взаимодействия человека с окружающим миром. Для того чтобы выделить себя и свои способности, быть самодостаточной личностью, успешным деловым человеком, семьянином, другом, товарищем – необходимо определить и занять свое место в стройной системе отношений личности и общества.
С этой целью необходимо начать, прежде всего, с самого себя, собственной системы взглядов, убеждений. Именно через призму самоотношения и самопринятия строится система отношений личности, культура поведения, труда и общения. Успех гармоничных отношений заключается в построении грамотной, стройной системы связей личности в цепочке семейных, деловых контактов и процесс этот всегда требует развития.
Общение, как ведущая форма человеческого взаимодействия, играет одну из ведущих ролей в системе любого рода отношений. Именно в подростковом возрасте общение со сверстниками, гендерные и семейные отношения приобретают актуальное значение, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.
Подростковый возраст — определенный отрезок жизни между детством и зрелостью. Личностная нестабильность – отличительная особенность данного возрастного периода. Противоположные стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения подростка. Именно этот фактор способствует формированию конфликтных отношений подростков со старшим поколением и между собой.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности. Подростковый период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
Ознакомься с рекомендациями при подготовке к экзамену, возможно, они помогут тебе рационально организовать свою деятельность. При необходимости обратись к школьному психологу – он поможет тебе овладеть конкретными методами, приемами и способами саморегуляции, психотехническими упражнениями, позволяющими управлять своим эмоциональным состоянием, регулярно посещай психологические занятия.
Автор игры: педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Васильева Розалия Семеновна
Цель игры: развитие познавательных способностей, умения подчиняться определенным правилам, интерес к сказке «Три поросенка».
Игровой комплект:
Количество игроков - от 2 до 5.
|
![]() |
Очень скоро завершаются ваши школьные годы. Впереди у вас очень важный период – экзамены, сдача ЕГЭ.
Что необходимо помнить каждому родителю, чей ребенок подошел к экзаменационной черте? Предлагаем Вам ряд правил, выполнение которых поможет справиться с возникающими трудностями.
Васильева Розалия Семеновна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Актуальность
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышления, памяти детей. Эти процессы из не произвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Психолог, родители, педагоги-главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.
Исходными предпосылками разработки групповых занятий по развитию интеллекта является давно назревшая необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса (психологов, педагогов, родителей) в развитии психических функций детей. Работа психолога с ребенком не будет достаточно эффективной, если он не приобщил к своему делу взрослых, которые общаются с ребенком постоянно. Отношения психолога, педагогов и родителей должны строиться на партнерском взаимодействии, организованном на основе общих программ практики и наблюдений.
Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Успешно сдать экзамены вам помогут следующие приемы.
Автор: Егорова А.И., педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Авторская дидактическая игра «Что нового?»
Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти, умения концентрировать внимание на деталях, на улучшение пространственной ориентации, на совершенствование коммуникативных навыков, на повышение уровня комфортности ребенка в процессе занятия, на развития умения четко формулировать свои мысли.
Оборудование: деревянные ложки три поросенка Наф-Наф, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, волк. (С помощью деревянных ложек развиваем эмоциональную сферу дошкольников. Ложки очень удобно держать в руке, тактильный контакт с натуральным материалом способствует дополнительному положительному сенсорному воздействию на ребенка. К тому же само нестандартное применение ложек больше запомнится детям, чем использование картонных карточек). Маленькие доски для рисования маркером, маркеры.
Александрова Нюргуяна Васильевна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Аннотация. Работа посвящена использованию метода «Мандала» в психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков. В настоящее время многие специалисты в области психотерапии и психологии изучают феномен мандалы. Рисуя или раскрашивая мандалу, человек изображает гармоничную структуру, а потому его мысли упорядочиваются, настроение повышается, что непременно приводит к релаксации, гармонизации внутреннего эмоционального состояния.
Ключевые слова: арт-терапия, мандала, гармонизация, эмоциональное состояние, групповая работа.
В каждой семье под влиянием различных факторов складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею, система воспитания. Наиболее распространенной классификацией стилей общения родителей и детей является их деление на следующие стили: авторитарный (диктатура), попустительский (невмешательство) и демократический (сотрудничество). Многие добавляют в этот список гиперопеку. Каждый из этих стилей имеет свои особенности и по-разному отражается на личностном развитии ребенка.
Егорова Анна Ивановна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Актуальность. Коррекционно-развивающая программа «Познаю себя» - это территория творчества, проявления и раскрытия себя каждым ребенком. Учитывая трудности, возникающие у подростков в процессе самоопределения: недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний, неуверенность в своих силах, тревожность, программа позволит детям изучить личностные особенности, развить навыки самопознания и саморазвития с помощью арт-терапии.
Арт-терапия любому человеку даёт возможность выразить свой внутренний мир через творчество, она признана во всем мире одной из самых эффективных и, при этом увлекательных видов психологической помощи. Главной задачей арт-терапии является достижение гармонии психического состояния личности при помощи самовыражения и самопознания.
Одной из популярных и эффективных техник современной арт-терапии является техника составления коллажа (объединение, наклеивание разнородных элементов).
Никифорова Наталья Петровна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Аннотация. В статье рассматривается психокоррекционная программа для детей и подростков. Освещается положительное влияние камнетерапии на снижение тревожности, что позволяет создать ребенку необходимые условия для преодоления возникающих проблем.
Ключевые слова: камнетерапия, психокоррекционная работа, групповая работа, снижение тревожности.
- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться». |
Дорогие родители, вы, безусловно, любите своего ребенка и потому должны знать, что… существует много причин, по которым дети начинают употреблять наркотики…
И это далеко не полный список...
Уважаемые родители, обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Не надейтесь, что все само собой пройдет и наладится. Проявите бдительность. Специалисты помогут облегчить страдания вашего ребенка, найдут выход из трудной ситуации. Ответив на предлагаемые вопросы, вы сможете увидеть картину ваших взаимоотношений с ребенком.