|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай тэрилтэтэ
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
|
||||
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5 тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru |
АННОТАЦИЯ
к программе по духовно-нравственному воспитанию для детей младшего школьного возраста «Уроки доброты»
Актуальность
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями России, — подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.
В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Цель программы: формирование духовно-нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста
Задачи программы:
Адресная группа: Младший школьный возраст.
Срок реализации: В течение учебного года
Периодичность мероприятий:1 раз в неделю
Продолжительность мероприятий: 5 обучающих занятий
Методические материалы:
• наглядно-дидактические пособия;
• тематические предметные картины
• игровые упражнения;
• ролевые игры;
• фокусированная дискуссия;
• мозговой штурм;
• просмотр и обсуждение видеофильмов;
• совместная работа в малых группах.
Календарно – тематический план
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Тип занятий |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
1 |
“Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?” |
2 |
Занятие – познание |
Национальная культура. Традиции и обряды. |
Понимать, что такое традиции и обычаи. |
2 |
Великие люди – великие имена. |
1 |
Беседа |
Имя – слово, которым называют человека. Значение имени.Имя человека– его слава и достоинство. |
Называть имена святых и известных люди, которые прославили свои имена в истории. Уметь различать портреты наиболее известных в истории и культуре России людей. |
3 |
“Что такое семья? Наш род. |
1 |
Занятие – познание |
Семья – любовь, согласие, забота. Родные, родня, род. |
Знать свои обязанности в семье. Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья. |
4 |
Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Основные правила почитания старших |
1 |
Беседа |
Основные правила почитания и уважения старших. Родители. Помощь и благодарность. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями |
Знать варианты благодарения родителей. Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу |
5 |
Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный. |
1 |
Беседа |
Семья – любовь, согласие, забота |
Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. |
6 |
Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница |
1 |
Занятие – открытие |
Первый образ. Мама. Любовь и уважение к маме. Идеал в жизни. Любимый образ. |
Знать элементарные автобиографические сведения о родителях. Уметь уважительно относиться к родителям |
7 |
“Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект. |
1 |
Интегрированное занятие. Практикум. |
Составление родословной. “Древо моей семьи”. |
Знать и уметь составлять свою родословную. |
8 |
В начале было слово… Какие бывают слова? |
1 |
Занятие – познание. Ролевая игра. |
Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. |
Знать значения слов, означающих приветствие и прощание. Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией. |
9 |
Священные слова. |
1 |
Беседа |
Светлый образ. Благодатный образ. Праведники. Мудрецы. |
Знать, какую смысловую роль играет Светлый образ в жизни православного человека. Уметь объяснять, что обозначает понятие “Светлый образ”. |
10 |
Сердечные слова |
1 |
Занятие – открытие |
Какие бывают сердца у людей? Понятие “любящее сердце”, “милое сердце”, “чистое сердце”, “каменное сердце”. Что значит любить? Любить – получать, любить – служить. |
Знать правила доброго, любящего сердца |
11 |
Честные слова |
1 |
Викторина |
Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад. |
Знать варианты благодарения родителей. Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям. |
12 |
Составление словарика добрых слов |
2 |
Интегрированное занятие. Практикум. |
Создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день. |
Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами. Уметь высказывать свое отношение к окружающим, ценить положительные качества человека. |
13 |
Сундучок с добродетелями. Работа с цветной бумагой и соленым тестом |
1 |
Интегрированное занятие. Практикум. |
Красота внешняя и красота внутренняя. Идеал в жизни. |
Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь, соленое тесто), анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала |
14 |
Произведения культуры – живая память Отечества. |
1 |
Литературное знакомство |
Род. Родина. Почитание и уважение старших. Истоки. Мудрость. |
Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа. Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение |
15 |
Священный долг защиты Отечества. Образ Спасителя. |
1 |
Занятие – познание |
Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; представления о вере, духовности |
Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории. |
16 |
Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России |
1 |
Интегрированное занятие. Практикум. |
Наша Родина – Россия (в старину – Русь). Почему Русь называлась святой? Родина и ее защитники. Какими должны быть защитники (смелыми, честными, отважными, мужественными). |
Уметь различать репродукции известных художников по теме “Защитники Отечества”, портреты защитников земли Русской Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. |
17 |
Русские народные богатыри. Былины |
1 |
Литературное знакомство |
Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор. |
Знать понятие былины и отличие былины от других жанров. Уметь придумывать и рассказывать былины. |
18 |
Традиции праведного дела: жить, трудиться, и творить во имя ближнего и Отечества |
1 |
Интегрированное занятие. Практикум. |
Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы "Делу – время, потехе – час". |
Иметь элементарные представления о различных профессиях. |
19 |
Дела милосердия. Традиции на Руси. |
1 |
Занятие – познание |
Какие ценности есть у человечества. Что объединяет разные народы. Как возникли правила. |
|
20 |
Дружба. Что это такое? |
1 |
Час размышления |
Дружба, друг. Взаимовыручка. Помощь. Честность. |
Проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды; |
21 |
Цветы дружбы. Делаем цветы. Работа с цветной бумагой |
1 |
Интегрированное занятие. Практикум. |
Верный друг – человек, на которого можно надеяться, он поможет в беде и порадуется счастью друга. |
Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
22 |
Делаем подарки для лучших друзей. |
1 |
Интегрированное занятие. Практикум. |
Птички-свистушки Скульптура как вид изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Сравнение различных видов изобразительного искусства (скульптуры); выполнение работы по лепке птиц в объеме. |
Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. |
23 |
Творчество. Талант – особый дар человека. Таланты родителей. |
1 |
Дискуссия |
Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость |
Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
24 |
Традиции праздника |
1 |
Игра |
Праздник. Народные игры и гуляния. |
Знать названия русских православных праздников, их обряды. |
25 |
Праздники в нашем доме |
1 |
Дискуссия |
Доброе слово. Любимый образ. Мир Книги. Дом. Семья. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие |
Знать о важности традиций в жизни православного человека. Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим. |
26 |
Зимние радости. Рождество Христово. Святки. Крещение. |
1 |
Коллективная работа совместно с родителями |
Рождение Иисуса Христа, Богородица, ясли, Вифлеем. Ирод. Святки, ряженые, рождественский Сочельник. |
Знать даты этих праздников , традиции, обряды, посиделки, кушанья на этом празднике |
27 |
Народные праздники. Масленица, региональные особенности праздника. |
1 |
Коллективная работа совместно с родителями |
Река Иордан: освещение воды и купание в водоемах. Крещенский Сочельник. |
Знать особенности православного праздника “Масленица”. Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. Знать жанр устного народного творчества – “заклички”. Уметь исполнять хором “масленичные” песни. |
28 |
“Яичко не простое, а пасхальное”. |
1 |
Интегрированное занятие. |
Куличи, крашение яиц. Чистый четверг, Великая Пятница. Воскресение Христово |
Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника. |
29 |
С нами чудо из чудес – Благовещение с небес!” |
1 |
Интегрированное занятие. |
Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник |
Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника |
30 |
Семейный лад. |
1 |
Круглый стол |
Праздник. Семейный лад. Традиции гостеприимства. |
Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника. Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу. |
31 32 |
Заключительное занятие. “Всемирный хоровод” КВН |
2 1 |
Дискуссия |
Оформление летописи “Колыбелька” Проект. |
Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия. Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им. |
Использованная литература:
Следующая > |
---|