27.03.2013 01:31
|
Единый государственный экзамен давно уже вошел в нашу жизнь как реальность, но аббревиатура «ЕГЭ» до сих пор вызывает страх и волнения не только у старшеклассников, но и у взрослых – родителей и учителей.
Беспокойство и тревога могут больше навредить в ситуации экзамена, чем не самое блестящее знание предмета.
Интенсивное внимание к данному экзамену только в 11 классе приводит к повышению беспокойства, тревожности и у детей, и у взрослых.
|
Во-первых, все участники образовательного процесса (обучающиеся, учителя, родители) должны выработать конструктивное отношение к единому государственному экзамену в 11 классе:
- относиться к экзамену как к ежегодной проверке знаний, возможности проявить свои знания, мобилизовать свои усилия и узнать свой потенциал, приобрести экзаменационный опыт, улучшить свои оценки за год, стать более внимательными и организованными;
- полезно дать позитивное, нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудный экзамен», не «стресс», не «крах» и т.п., а «очередной итоговый экзамен», «тестирование» и др.
- нужно с начала учебного года ориентировать каждого ученика на цель в учебной деятельности на год: какие знания и умения у него должны появиться в итоге изучения определенного предмета, чтобы он знал, что нужно делать сейчас для того, чтобы хорошо усвоить материал по предмету и в конце учебного года сдать экзамен.
Во-вторых, психологическая помощь будет эффективной, если учитель реализует личностно-ориентированное взаимодействие с учеником. Классный руководитель может обратить внимание при взаимодействии с учителями-предметниками, родителями на следующие моменты:
- выявление трудностей, возникающих у каждого школьника, при подготовке к экзаменам;
- совместный анализ и поиск путей решения проблемы (индивидуально);
- найти взрослого человека, кто мог бы помочь ему морально, поддерживать его психологически.
В-третьих, необходимо строить конструктивное взаимодействие с обучающимися с сохранением эмоционального спокойствия. Для этого нужно исключить:
- Угрозы («Если ты…»);
- Критику («Сколько раз уже тебе говорили…», «Слушать надо было…»);
- Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан …»);
- Высмеивание («Что за тупые вопросы…»);
- Уговоры («Успокойся, это не важно…»);
- Отстранённость («Это твои проблемы...»);
- «Избавление» от детей («Иванов не сдаст экзамен, давайте его переведём в …», «Все равно не сдаст…»).