|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай тэрилтэтэ
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
|
||||
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5 тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru |
Васильева Розалия Семеновна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Актуальность
В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, мышления, памяти детей. Эти процессы из не произвольных превращаются в произвольные. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого. Психолог, родители, педагоги-главные участники в развитии познавательных возможностей каждого ребенка.
Исходными предпосылками разработки групповых занятий по развитию интеллекта является давно назревшая необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса (психологов, педагогов, родителей) в развитии психических функций детей. Работа психолога с ребенком не будет достаточно эффективной, если он не приобщил к своему делу взрослых, которые общаются с ребенком постоянно. Отношения психолога, педагогов и родителей должны строиться на партнерском взаимодействии, организованном на основе общих программ практики и наблюдений.
Представленные занятия содержат игры, упражнения, задания для групповых занятий педагога-психолога с детьми, психодиагностическое обследование которых показало не высокий уровень развития психических функций, и практические рекомендации родителям для работы с данным контингентом детей. На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Игры, игровые задания и упражнения направлены на развитие внимания, мышления, памяти и восприятия детей старшего дошкольного возраста. В зависимости от индивидуальных особенностей группы порядок упражнений можно менять и сокращать продолжительность занятия.
Паспорт программы:
Название программы: |
«Развивайка» |
Составитель: |
Васильева Р.С., педагог – психолог |
Учреждение: |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» ГО «Город Якутск» |
Цель программы: |
Развитие произвольности познавательной сферы. |
Задачи программы: |
1.Развитие психических процессов. 2.Развитие мелкой моторики. 3.Способствование формированию положительного отношения к обучению. |
Адресная группа: |
Дети 5-7 лет |
Форма занятий: |
Групповая |
Срок реализации: |
8 занятий |
Периодичность мероприятий: |
2 раза в неделю |
Продолжительность мероприятия: |
1 занятие 25-30 минут |
Материально- техническое оснащение |
Работа осуществляется на базе МБОУ ЦПМСС. Наличие кабинета, которая оснащена техническими средствами, материалом (мебель, доска, набор мягких игрушек и т.п.) |
Содержание программы:
Программа имеет коррекционно-развивающее направление, состоит из трех этапов: 1) первичная диагностика; 2) коррекционно-развивающая работа; 3) заключительная диагностика. Всего включено 8 занятий, продолжительностью каждое по 25-30 минут. На занятиях дети развивают психические процессы, произвольное внимание. Формирование положительного отношения к учению достигается подбором занимательных игр и упражнений, позволяющих ребенку через игровую деятельность лучше усваивать материал.
Приемы и методы организации коррекционно-развивающего процесса:
Контроль и оценка знаний:
Модель выпускника:
1) развитие интеллектуальных способностей ребенка;
2) развитие произвольного поведения в целом;
3) сформированность позитивного отношения к обучению.
Структура и организация занятий:
Организационная часть. Приветствие. Помогает сосредоточить внимание ребенка, настроить на занятие. Основная часть. Здесь решаются главные задачи занятия. Эта часть включает игры, упражнения. Итог занятия. Ритуал прощания. Позволяет ребенку высказать и обобщить впечатления от занятия, обыграть понравившуюся игру еще раз.
Критерии оценки качества:
Критерии оценки результатов работы:
План занятий по интеллектуальному развитию
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
Проводимые игры, упражнения |
Дидактический материал |
Кол/ час |
1. |
«Внимание» |
Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов. |
Приветствие «Морковка» «Хлопни в ладоши» «Зачеркни фигуру» «Воздух -земля-огонь-вода» Психомышечная тренировка Прощание |
3 морковки (грибочки, ягоды), простой карандаш, бланк с заданием, игрушки. |
1/30 |
2. |
«Внимание» |
Обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть. |
Приветствие-ритуал «Портрет» «Зачеркни фигуру» «Бубен и колокольчик» «Найди два одинаковых предмета» Психомышечная тренировка Ритуал - прощания |
Кукла, бубен, колокольчик, простой карандаш, бланк с заданием. |
1/30 |
3. |
«Память» |
Развитие зрительной памяти; развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания теста; развитие объема кратковременной слуховой памяти; развитие целенаправленного запоминания и припоминания. |
Приветствие–ритуал «Запомни картинки» «У оленя дом большой» «Каскад слов» «Спрячь игрушку» Психомышечная тренировка Ритуал – прощания |
Предметные картинки; 2-3 мелкие игрушки. |
1/30 |
4. |
«Память» |
Продолжать развитие зрительной памяти в условия уменьшения времени; развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания теста; развитие объема кратковременной слуховой памяти. |
Приветствие–ритуал «Запомни и покажи» «У оленя дом большой» Рисование«Цветик-семицветик» «Каскад слов» Психогимнастическое упражнение «Найди игрушку» Ритуал - прощания |
Предметные картинки; 2-3 мелкие игрушки, цветные карандаши, альбомный лист, рисунок - образец «Цветик - семицветик». |
1/30 |
5 |
«Восприятие» |
Улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения; обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильным ощущениями; развитие целостности восприятия. |
Приветствие – ритуал «Пирамидка» «Актер» «Дорисуй фигуру» «Что нарисовано?» Игра-массаж «Солнышко» Ритуал - прощания |
Пирамидка, бланки с заданием, набор карточек(4-10шт.) |
1/30 |
6. |
«Восприятие» |
Продолжать улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения; обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильным ощущениями; развитие целостности восприятия |
Приветствие–ритуал «Разноцветное лото» «Что забыл нарисовать художник?» «Дорисуй фигуру» Психомышечная тренировка Игра-массаж «Солнышко» Ритуал - прощания |
Бланки с заданием, игрушки, настольная игра-лото. |
1/30 |
7. |
«Мышление» |
Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении; развитие умения декодировать информацию |
Приветствие–ритуал «Сыщик» «Угадай предмет» «Сравнение предметов» Рисование «Кляксы» «Догадайся и ответь» Гимнастики -самомассаж Ритуал - прощания |
Карта-схема, 15 картинок, разрезанные картинки, мяч, альбомный лист, гуашь. |
1/30 |
8. |
«Мышление» |
Продолжать Развитие способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении; развитие умения декодировать информацию |
Приветствие–ритуал «Сыщик» «Четвертый (третий) лишний» «Тонет - не тонет» Гимнастики - самомассаж Ритуал - прощания |
Таз с водой, флаконы, шарики, деревянный брусок, камень, стакан, лист, план-схема, 5 картинок. |
1/30 |
Список литературы:
< Предыдущая | Следующая > |
---|