|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай тэрилтэтэ
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
|
||||
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5 тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru |
Никифорова Наталья Петровна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Аннотация. В статье рассматривается психокоррекционная программа для детей и подростков. Освещается положительное влияние камнетерапии на снижение тревожности, что позволяет создать ребенку необходимые условия для преодоления возникающих проблем.
Ключевые слова: камнетерапия, психокоррекционная работа, групповая работа, снижение тревожности.
В отечественной психологии изучением проблемы тревожности занимались такие ученые как: А.М. Прихожан, Е.Ю. Брель, А.К. Дусавицкий, А.И. Захаров и др. Исследования этих ученых выявили факт того, что в последнее время количество тревожных детей увеличилось.
Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Данные исследований Дж. Рейха, Дж. Хенсера, В. Майера указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего мира и самого себя. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе.
Камнетерапия – это один из наиболее эффективных способов работы с детьми и подростками. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояние своего внутреннего «Я». В экспериментальных исследованиях А.В. Черняевой отмечается, что «средства камнетерапии вызывают просветленные и добрые чувства и состояния, способствуют мыслительным и творческим процессам у испытуемых». Использование на занятиях речных камней способствует сближению детей и подростков с природой, воспитанию бережного, заботливого отношения к ней и в последующем окружающим. Работая с этим материалом, дети развивают в себе аккуратность, воображение, творчество при воплощении своего замысла, волевых качеств в моменты преодоления трудностей и навыки саморегуляции.
Совместное использование этих методов эффективно работает с снижением уровня тревожности, страха, агрессивность, обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучится конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.
Цель программы: снижение уровня тревожности у детей и подростков.
Задачи программы:
1) развитие коммуникативных навыков и эмпатии;
2) развитие навыков саморегуляции;
3) развитие уверенности в своих силах.
Категория участников:дети и подростки 7-15 лет.
Данная программа состоит из пяти занятий и прошла апробацию в летнем тренинговом лагере «ДРУГой мир» для детей и подростков от 7 до 17 лет на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» городского округа «город Якутск». В программе также были использованы психогимнастика, медитивно-релаксационные и арт-терапевтические упражнения.
Каждое занятие состоит из трех частей:
1) вводная часть (разминка, первичная диагностикам-на первом занятии);
2) основная часть (рабочая);
3) завершение (итоговая диагностика-на последнем занятии, рефлексия).
Необходимые оборудования и материалы для проведения занятий по камнетерапии: речные камни (маленькие, средние и большие), акриловые краски, кисточки, салфетки, музыкальное сопровождение.
В ходе реализации данной программы дети и подростки создавали настоящие творческие произведения, в процессе создания которых они раскрывали свои внутренние ресурсы, развивали уверенное поведение и навыки саморегуляции. В конце цикла занятий по камнетерапии у детей и подростков наблюдались снижение уровня агрессивности и тревожности, сплочение детского коллектива.
Первичная и итоговая диагностика показала, что у 18% детей и подростков снизилась личностная тревожность. Кроме снижения уровня тревожности, наблюдается терпеливое отношение друг к другу, аккуратность, развитие волевых качеств в моменты преодоления трудностей.
Рис.1 Рис.2
В настоящий момент данная программа активно используется в рамках индивидуального психологического сопровождения детей и подростков.
Ход одного занятия
Цель занятия: развитие воображения, исследовательской деятельности, снятие тревожности, агрессивности и страхов.
Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, акриловые краски.
Игра-разминка «Рукопожатие или поклон». Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
2. Основная часть (рабочая).
Упражнение «Балансирующие камни»
Необходимое время: 10 минут.
Процедура: каждый участник получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Это известная китайская игра, в которую умеют играть даже малыши. Задача - выстроить из плоских и гладких камушков настолько высокую башенку, насколько это возможно.
Упражнение «Волшебный камень»
Необходимое время: 20 минут.
Процедура: каждый участник выбирает себе камень, которого считает волшебным для него. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.
Инструкция: Выбрать камушек и разукрасить свой волшебный камень придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.
3. Завершение
Обратная связь. Каждый участник высказывается, что он получил в конце занятия.
Заключительное упражнение «Подарок»
Инструкция: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Литература:
1) Прихожан А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности// Тревога и тревожность. – СПб., 2001.
2) Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М.: Когито-Центр, 2007.
3) Международный образовательный портал http://www.maam.ru.// [электронный ресурс] http://www.maam.ru/detskijsad/kamneterapija.html
< Предыдущая | Следующая > |
---|