|
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай тэрилтэтэ
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
|
||||
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5 тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru |
Грекова Жанна Валентиновна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС
Васильева Александра Владимировна, социальный педагог МБОУ ЦПМСС
Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности благодаря особой психологической атмосфере любви, заботы, уважения и поддержки. Воспитание детей – большая радость, большая ответственность и большой труд.
Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важно то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.
В отечественной педагогике и психологии решающая роль семейного воспитания в формировании личности ребенка признавалась всегда, начиная с работ А.С. Макаренко и Л.С. Выготского.
Отечественные специалисты по работе с семьей (М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер) указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности, в ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности ребенка. Если в семье не создаются благоприятные условия, а, напротив, по отношению к ребенку применяются методы физического и психологического воздействия и других форм насилия, то это приводит к возникновению различных девиаций в поведении ребенка, отклонениям в психоэмоциональном и интеллектуальном развитии личности, проблем в социализации и др.
Поэтому, как одно из направлений первичной профилактики семейного насилия, является помощь родителям в осознании своего родительства, выстраивании модели позитивного воспитания, развитии навыков конструктивных способов реагирования.
Как показывает количественный и качественный анализ обращений родителей (законных представителей) в МБОУ ЦПМСС за услугами специалистов за 2018 г., комплексное сопровождение получили: семьи с детьми от 0 до 3 лет – 3%, от 4 до 14 лет – 57%, от 14 до 18 лет – 40%. По социальному статусу: 42,3% семей из числа клиентов Центра являются неполными, 18,8% – многодетными, 15,2% – малоимущими, 4,9% – опекаемыми. Состоят на различных видах профилактического учета 17% детей (ВШУ, ПДН, КДН). Самостоятельно за помощью к специалистам Центра решили обратиться 41% семей, образовательными учреждениями г. Якутска направлены 3%, по направлению работников медицинских учреждений обратились за помощью 7%, органами опеки и попечительства направлены 4,5% семьи, органами внутренних дел – 8%, Комиссией по делам несовершеннолетних – 6,5%.
По анализу запросов выявлено, что больше всего родители (законные представители) обращаются за помощью к специалистам по проблемам низкой учебной мотивации, адаптации в школе, в обучении (23,2%), детско-родительских отношений (21,3%) и внутриличностных проблем, а именно – замкнутость, заниженная самооценка, необщительность (12,4%). Следует отметить, что в обращениях с проблемами в обучении истинной проблемой также могут являться нарушения в детско-родительских отношениях.
Как одну из основных причин семейного неблагополучия (помимо кризисов социально-экономической сферы и причин биологического характера) выделяют причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями, а также случаями семейного насилия. Истоками возникновения семейного насилия могут служить следующие факторы, влияющие на детско-родительские отношения:
- школьная неуспеваемость;
- употребление ПАВ;
- разовые правонарушения;
- опекунская семья;
- финансовые и жилищные проблемы;
- совпадающие кризисы взрослого и ребенка;
- кризис семейных отношений;
- непринятие ребенка от первого брака;
- наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;
- психопатизация одного из членов семьи;
- патологическая жестокость и агрессия и др.
Проявление агрессивного поведения ребенка является одним из признаков возможного насилия в семье, и как следствие формирования девиантного поведения несовершеннолетних. Подростковая девиация, проявляющаяся в различных формах, приобрела черты массового явления, отличающегося устойчивыми тенденциями роста, широкого распространения, усиливающегося взаимовлияния форм девиации, возрастания негативных социальных последствий. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.
С целью профилактики и коррекции семейного неблагополучия, в т.ч. насилия в семье, девиантного поведения детей и активизации потенциала семьи и социального окружения ребенка в трудной жизненной ситуации, в Центре осуществляется комплексное сопровождение семей. В комплексном сопровождении семьи принимают участие специалисты разного профиля: социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врач-психотерапевт, медицинский работник.
Задачами сопровождения являются:
Ожидаемые результаты сопровождения:
Сопровождение включает в себя три основных компонента:
Алгоритм работы с семьей
Одним из важных ресурсов является осознание и понимание семьей своих проблем, истинных причин, из-за которых они обратились за помощью. Работа по прояснению проблемы является ключевым моментом в алгоритме помощи семье и ребенку.
Методы работы с родителем и ребенком:
Содержание сопровождения семьи
№ |
Специалист |
Цели и задачи |
Примечание |
1 |
Социальный педагог |
- установление контакта; - оформление документов; - ознакомление с запросом, проблемой; - изучение условий, окружения; - мотивирование родителей; - ознакомление родителей со структурой сопровождения; - патронаж семьи; - контроль посещений занятий |
Социальный педагог совместно с педагогом-психологом определяют маршрут сопровождения семьи, разработают индивидуальную программу реабилитации (ИПР). При необходимости осуществляется взаимодействие с образовательным учреждениями, органами системы профилактики |
2 |
Педагог-психолог |
- установление контакта с родителем и ребенком; - ознакомление с проблемой, ожиданиями и запросом; - диагностика актуального эмоционального контакта, системы детско-родительских отношений; - выявление истинной причины проблемы; - работа над осознанием проблемы; - работа с индивидуальной проблемой; - работа, направленная на индивидуальное развитие личностной и эмоциональной сферы ребенка; - актуализация внутренних и внешних ресурсов; - помощь в поиске путей решения проблемы; - помощь в планировании ближайшего будущего |
Возможны изменения и дополнения ИПР в зависимости от этапа сопровождения. |
3 |
Врач-психотерапевт (по необходимости) |
- изучение истории развития ребенка; - формирование индивидуальной карты состояния физического и психического здоровья детей; - назначение лечения; - рекомендации |
Направляет к медицинскому работнику на лечебный массаж. По необходимости направляет к психиатру, в ПМПК |
4 |
Медицинский работник (по необходимости) |
- укрепление физического здоровья детей; - снятие мышечного напряжения; - рекомендации родителям |
По результатам проведенных мероприятий (индивидуальных консультаций, профилактических бесед, коррекционных занятий, психодиагностического обследования, консультации врача-психиатра, лечебного массажа), как правило, наблюдаются: положительная динамика в детско-родительских отношениях, повышение учебной мотивации ребенка, снижение тревожности как у детей, так и у родителей, повышение психолого-педагогической компетентности и т.п.
Таким образом, в ходе комплексного сопровождения семьи формируется процесс осознания родителем (законным представителем) необходимости коррекции детско-родительских отношений, путем поиска конструктивных решений в сложившихся ситуациях, что является главным показателем эффективности проведенной работы.
Список литературы
< Предыдущая | Следующая > |
---|