29.06.2020 15:21
Выдержки из Закона «Об образовании»
(Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года)
- Об обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
...16) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
...27) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
28) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц
Никогда "не опускайте руки!" как бы трудно не было.
Советы родителям по воспитанию детей с ОВЗ
- Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: не нужно за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом".
- Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
- Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
- Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.
- Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
- Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но все же обследование врачом–неврологом такого ребенка желательно: он может медикаментозно воздействовать на ребенка, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
- Развитие мелкой моторики:
Для развития познавательных процессов необходимо выполнять упражнения:
Развитие мелкой моторики:
- Графические упражнения
- Прописи
- Лепка
- Рисование
- Пальчиковая гимнастика
- Оригами
Развитие внимания:
- выкладывание узора из мозаики
- выкладывание фигуры из палочек по образцу
- исключение лишнего
- нахождение различий в двух похожих картинках
- нахождение двух одинаковых предметов среди множества
- нанизывание бусинок по образцу
- срисовывание по клеточкам
- нахождение одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
Развитие восприятия:
- Различать цвета и их оттенки
- Различать форму предметов и геометрические фигуры
- Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части
- Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте)
- Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже)
- Сравнивать до 10 предметов, различных по величине
- Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки)
- Различать и называть части суток, их последовательность
- Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра
- Знать дни недели, месяцы года
Развитие памяти:
- Заучивать небольшое стихотворение один раз в неделю
- Находясь на кухне, спросите у ребенка, что вы забыли положить в салат или правильно вы накрыли на стол?
- После просмотра мультфильма, кинофильма задайте вопросы по его содержанию
- После уборки можно спросить у ребенка: «Все ли игрушки лежат на своих местах?», переложив одну из них в другое место
- Придя домой с прогулки, спросите у ребенка, что он сегодня видел на улице
Развитие мышления:
- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия
- Описывать различные свойства окружающих его предметов
- Узнавать предметы по заданным признакам
- Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков
Успехов Вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!