emblema1

 

 
  
Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования 
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
 
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай  тэрилтэтэ  
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
 
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5
тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru
28.04.2020 16:22

Грекова Жанна Валентиновна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС

Васильева Александра Владимировна, социальный педагог МБОУ ЦПМСС 

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности благодаря особой психологической атмосфере любви, заботы, уважения и поддер­жки. Воспитание детей – большая радость, большая ответственность и большой труд.

Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Очень важно то, какое участие принимают родители в психическом развитии ребенка.

В отечественной педагогике и психологии решающая роль семейного воспитания в формировании личности ребенка признавалась всегда, начиная с работ А.С. Макаренко и Л.С. Выготского.

Отечественные специалисты по работе с семьей (М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, В.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер) указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования, когда семейная группа обладает недостаточным «запасом» психологической надежности.

Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности, в ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности ребенка. Если в семье не создаются благоприятные условия, а, напротив, по отношению к ребенку применяются методы физического и психологического воздействия и других форм насилия, то это приводит к возникновению различных девиаций в поведении ребенка, отклонениям в психоэмоциональном и интеллектуальном развитии личности, проблем в социализации и др.

Поэтому, как одно из направлений первичной профилактики семейного насилия, является помощь родителям в осознании своего родительства, выстраивании модели позитивного воспитания, развитии навыков конструктивных способов реагирования.

Как показывает количественный и качественный анализ обращений родителей (законных представителей) в МБОУ ЦПМСС за услугами специалистов за 2018 г., комплексное сопровождение получили: семьи с детьми от 0 до 3 лет – 3%, от 4 до 14 лет – 57%, от 14 до 18 лет – 40%. По социальному статусу: 42,3% семей из числа клиентов Центра являются неполными, 18,8% – многодетными, 15,2% – малоимущими, 4,9% – опекаемыми. Состоят на различных видах профилактического учета 17% детей (ВШУ, ПДН, КДН). Самостоятельно за помощью к специалистам Центра решили обратиться 41% семей, образовательными учреждениями г. Якутска направлены 3%, по направлению работников медицинских учреждений обратились за помощью 7%, органами опеки и попечительства направлены 4,5% семьи, органами внутренних дел – 8%, Комиссией по делам несовершеннолетних – 6,5%.

По анализу запросов выявлено, что больше всего родители (законные представители) обращаются за помощью к специалистам по проблемам низкой учебной мотивации, адаптации в школе, в обучении (23,2%), детско-родительских отношений (21,3%) и внутриличностных проблем, а именно – замкнутость, заниженная самооценка, необщительность (12,4%). Следует отметить, что в обращениях с проблемами в обучении истинной проблемой также могут являться нарушения в детско-родительских отношениях.

Как одну из основных причин семейного неблагополучия (помимо кризисов социально-экономической сферы и причин биологического характера) выделяют причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями, а также случаями семейного насилия. Истоками возникновения семейного насилия могут служить следующие факторы, влияющие на детско-родительские отношения:

- школьная неуспеваемость;

- употребление ПАВ;

- разовые правонарушения;

- опекунская семья;

- финансовые и жилищные проблемы;

- совпадающие кризисы взрослого и ребенка;

- кризис семейных отношений;

- непринятие ребенка от первого брака;

- наличие в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью;

- психопатизация одного из членов семьи;

- патологическая жестокость и агрессия и др.

Проявление агрессивного поведения ребенка является одним из признаков возможного насилия в семье, и как следствие формирования девиантного поведения несовершеннолетних. Подростковая девиация, проявляющаяся в различных формах, приобрела черты массового явления, отличающегося устойчивыми тенденциями роста, широкого распространения, усиливающегося взаимовлияния форм девиации, возрастания негативных социальных последствий. Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение.

С целью профилактики и коррекции семейного неблагополучия, в т.ч. насилия в семье, девиантного поведения детей и активизации потенциала семьи и социального окружения ребенка в трудной жизненной ситуации, в Центре осуществляется комплексное сопровождение семей. В комплексном сопровождении семьи принимают участие специалисты разного профиля: социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, врач-психотерапевт, медицинский работник.

Задачами сопровождения являются:

  1. раннее выявление и профилактика насилия в семье;
  2. создание условий для осознания и видения своей проблемы каждым членом семьи;
  3. содействие в формировании положительной привязанности между родителем и ребенком;
  4. обучение адекватным способам самовыражения;
  5. содействие оптимизации ролевых отношений в семье;
  6. помощь в адаптации семьи к условиям микро- и макросоциума; восстановление и расширение положительных социальных связей семьи;
  7. повышение педагогической и психологической компетентности родителей (законных представителей).

Ожидаемые результаты сопровождения:

  • выработка конструктивных взаимоотношений в семье;
  • принятие и распределение родителями (законными представителями) ответственности за семью и ребенка;
  • снижение рисков и повышение ресурсности семьи для самостоятельного решения возникающих проблем.
  • диагностический;
  • коррекционно-развивающий;
  • профилактический.

Сопровождение включает в себя три основных компонента:

Алгоритм работы с семьей

Одним из важных ресурсов является осознание и понимание семьей своих проблем, истинных причин, из-за которых они обратились за помощью. Работа по прояснению проблемы является ключевым моментом в алгоритме помощи семье и ребенку.

  1. Обращение семьи. Прояснение проблемы. Формулировка запроса. Оценка условий проживания семьи, социального окружения ребенка. Сбор согласий на сопровождение (проводится социальным педагогом совместно с семьей; при необходимости осуществляется визитирование семьи на дому, взаимодействие с образовательным учреждениями, органами системы профилактики).
  2. Включение работу с семьей в общий план комплексного сопровождения семей «группы риска», распределение ответственности между специалистами и родителями.
  3. Психологическая и социальная реабилитация детей, коррекция поведенческих нарушений (индивидуальное и групповое психологическое консультирование).
  4. Медицинское сопровождение (при необходимости направляются к врачу-психотерапевту, медицинскому работнику на прием).
  5. Оценка произошедших изменений (проводится как совместно семьей и сопровождающими специалистами, так и в виде консилиумов специалистов). Если проведенная работа оказалась недостаточной или неуспешной, составляется новый индивидуальный план сопровождения семьи и ребенка.
  6. Патронаж и сопровождение семьи (включает в себя последующее телефонное сопровождение до конца учебного года).

Методы работы с родителем и ребенком:

  • психологическое консультирование;
  • наблюдение за взаимодействием родителя и ребенка;
  • совместная деятельность.

Содержание сопровождения семьи

 

Специалист

Цели и задачи

Примечание

1

Социальный педагог

- установление контакта;

- оформление документов;

- ознакомление с запросом, проблемой;

- изучение условий, окружения;

- мотивирование родителей;

- ознакомление родителей со структурой сопровождения;

- патронаж семьи;

- контроль посещений занятий

Социальный педагог совместно с педагогом-психологом определяют маршрут сопровождения семьи, разработают индивидуальную программу реабилитации (ИПР). При необходимости осуществляется взаимодействие с образовательным учреждениями, органами системы профилактики

2

Педагог-психолог

- установление контакта с родителем и ребенком;

- ознакомление с проблемой, ожиданиями и запросом;

- диагностика актуального эмоционального контакта, системы детско-родительских отношений;

- выявление истинной причины проблемы;

- работа над осознанием проблемы;

- работа с индивидуальной проблемой;

- работа, направленная на индивидуальное развитие личностной и эмоциональной сферы ребенка;

- актуализация внутренних и внешних ресурсов;

- помощь в поиске путей решения проблемы;

- помощь в планировании ближайшего будущего

Возможны изменения и дополнения ИПР в зависимости от этапа сопровождения.

3

Врач-психотерапевт (по необходимости)

- изучение истории развития ребенка;

- формирование индивидуальной карты состояния физического и психического здоровья детей;

- назначение лечения;

- рекомендации

Направляет к медицинскому работнику на лечебный массаж. По необходимости направляет к психиатру, в ПМПК

4

Медицинский работник (по необходимости)

- укрепление физического здоровья детей;

- снятие мышечного напряжения;

- рекомендации родителям

 

По результатам проведенных мероприятий (индивидуальных консультаций, профилактических бесед, коррекционных занятий, психодиагностического обследования, консультации врача-психиатра, лечебного массажа), как правило, наблюдаются: положительная динамика в детско-родительских отношениях, повышение учебной мотивации ребенка, снижение тревожности как у детей, так и у родителей, повышение психолого-педагогической компетентности и т.п.

Таким образом, в ходе комплексного сопровождения семьи формируется процесс осознания родителем (законным представителем) необходимости коррекции детско-родительских отношений, путем поиска конструктивных решений в сложившихся ситуациях, что является главным показателем эффективности проведенной работы.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. – С. 125.
  2. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 212.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. –С. 160.
  4. Лидерс А.Г. Семья как психологическая система. – М.-Обнинск: Социальные науки, 2004. – С. 296.
  5. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 1998. – С. 498.
 

Обратная связь о фактах коррупции

soobwenie.jpg

3GMO SRP

Опрос

Куда Вы обратитесь за помощью в сложной жизненной ситуации и психологической проблеме?
 

ПЛК-12-scaled

Контакты

43-09-07 - запись на психологическую консультацию, массаж
43-09-08 - Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК), учителя-логопеды

ТЕЛЕФОН

ДОВЕРИЯ

Анонимно,

круглосуточно

35-50-50

8-800-100-35-50

(звонок бесплатный

с любого телефона

республики)

8-800-2000-122