emblema1

 

 
  
Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение 
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
 
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай уерэ5ирии тэрилтэтэ  
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
 
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5
тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru

Хорошо ли говорит ваш ребенок?

 ???°???????????? ???? ?·?°?????????? ???µ?±?µ?????? ?»?????????µ??

Почему другим взрослым кажется, что наш малыш менее общителен, чем его сверстники? Когда надо обращаться за помощью к логопеду, чтобы не пропустить время начала логопедических занятий? Можно ли научить говорить правильно ребенка в возрасте до 3 лет? Многие из этих вопросов сегодня встают перед мамами и папами, которые внимательно и чутко относятся к процессу воспитания и раннего развития своего ребенка. 

Мы постараемся помочь родителям разобраться в наиболее важных моментах речевого развития ребенка в возрасте до 3 лет. Данный временной интервал – от 0 до 3 лет - выбран нами не случайно. Этот период считается особенно актуальным для развития речи ребенка, именно тогда малыш делает свои самые первые шаги в овладении речью на родном языке, произносить слова и фразы, осваивает ключевые правила человеческого общения и учится понимать интонационные нюансы в речи взрослых людей! Вместе с тем, объективно и правильно оценить речь ребенка до 3 лет – задача достаточно сложная и для родителей, и для специалистов! В этом возрасте малыши преимущественно общаются с близкими людьми, только в присутствии мамы могут захотеть «поговорить» с логопедом, а нередко и в мамином присутствии осторожничают и замолкают, попав в незнакомую обстановку или при виде чужого человека.

Как правило, после 3 лет подросшие детишки начинают активно общаться между собой и с посторонними людьми. Тогда можно достаточно объективно оценить состояние речи любого ребенка, будь оно хорошее или неблагополучное, это бывает сделать значительно менее сложно, чем раньше, когда он был мал и общался только с самыми близкими и родными людьми.

В 3 года все дети, посещающие детские дошкольные учреждение или воспитывающиеся дома, проходят обязательный осмотр у логопеда детской поликлиники по месту жительства ребенка. В реальной жизни далеко не везде и не всегда специалисты готовы немедленно оказывать помощь маленькому трехлетнему ребенку даже с выявленными отклонениями в развитии речи, что же говорить о логопедических занятиях с детьми младше этого возраста.

Нередко и сами родители отказываются быть более настойчивыми в поиске путей помощи своему малышу, успокоенные фразой логопеда детской поликлиники о том, что ребенка «взяли на учет» или «он еще маленький и скоро сам научится говорить».   Даже тогда, когда серьезность нарушений в речевом развитии у ребенка становятся достаточно заметными для окружающих, находятся родители, которые продолжают упорно верить в то, что все эти проблемы решатся сами собой, без их активного вмешательства в процесс речевого развития ребенка. Нельзя их в этом винить! Раннее речевое развитие ребенка – сравнительно новая область изучения в педагогике и психологии, еще двадцать лет назад важным достижением образовательной системы в нашей стране считалась возможность начать коррекцию речи детей в старшем дошкольном возрасте, до начала обучения в школе. Очень часто молодые родители действуют в соответствии со своим личным опытом исправления недостатков речи («Меня самого мама отвела на занятия к логопеду в 6 лет!»), упуская из виду, что причины речевых нарушений и тяжесть их проявлений могут существенно отличаться у них самих и у их детей.

Отчего зависит успешное развитие речи?

В детском возрасте успешное речевое развитие зависит от сложного сочетания и взаимодействия комплекса биологических и социальных факторов. Под биологическими факторами, которые могут серьезно повлиять на развитие детской речи, понимаются такие факторы риска, как неблагополучное течение беременности и родов, тяжелые инфекционно-вирусные заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни и многие другие причины.

Внешне проблемы в развитии речи заметнее, чем некоторые патологические состояния, например, проявления минимальной мозговой дисфункции, или временное снижение слуха у младенца после перенесенной соматической инфекции, требующие точной клинической диагностики с использованием современной медицинской аппаратуры. Нередко отставание в развитии речи выступает как единственный очевидный признак неблагополучия в развитии ребенка, относимого согласно принятой классификации к детям группы риска.   Это связано с тем, что в развитии человечества речь является самой «молодой» и ранимой психической функцией, которая страдает даже под влиянием минимальных органических факторов, когда другие системы детского организма не затронуты.  

С рождения на развитие детской речи оказывает сильное влияние окружающая ребенка семейная обстановка. В истории есть трагические примеры воспитания новорожденных детей животными – эти дети получили название «детей Маугли». В дальнейшем, они так и не смогли освоить человеческую речь! Обязательно отстают в своем речевом развитии и дети, брошенные в родильных домах матерями-кукушками, с рождения воспитывающиеся в домах малютки и детских домах.

Итак, благополучное развитие речи в раннем возрасте в значительной мере определяется такими социальными факторами, как наличие вокруг ребенка нормальной речевой среды, эмоционально близких отношений с матерью, отсутствие психологических стрессов и тяжелых социально-бытовых условий в семье.

Где может получить помощь ребенок раннего возраста, если у него появились проблемы в развитии речи?

К сожалению, хотя все факторы, негативно влияющие на раннее речевое развитие, хорошо известны педиатрам и невропатологам, они, как и все медицинские специалисты, прежде всего, оценивают благополучие конкретного ребенка по тем показателям нервно - психического развития, которые ближе их профессиональным интересам. В связи с этим, оценка раннего речевого развития часто упускается из внимания при медицинском осмотре ребенка, т.к. определение состояния детской речи остается прерогативой логопеда, а он не участвует в наблюдении за ребенком с момента его рождения. Поэтому большое значение играетответственная позиция родителей – именно они могут первыми обратить внимание на то, что в развитии речи их ребенка что-то неблагополучно и привести малыша на консультацию к специалистам. Чем раньше выявляются индивидуальные проблемы в раннем речевом развитии ребенка, тем больше времени будет у родителей и педагогов для их коррекции.

Как мы уже говорили, на первом году жизни логопед ребенка не осматривает (за исключением детей, воспитывающихся в государственных учреждениях министерства здравоохранения и социальной защиты). Поэтому с особой серьезностью надо относится к консультации невролога: от его внимательного отношения и правильной диагностики зависит очень многое! Следует в точности выполнять все назначения лечащего врача по месту жительства, своевременно проводить все дополнительные исследования головного мозга и, при необходимости, обследовать ребенка в специализированных медицинских центрах.

При выписке из роддома ребенок группы риска ставится на учет к невропатологу и проходит обязательные обследования в первый месяц жизни, а также в 3, 6, 9 и 12 месяцев. Если ребенок относится к группе риска по слуховым нарушениям, то обязательно проводить скрининг слуха еще в роддоме и контрольные наблюдения в 6 и 12 месяцев. Дети группы риска также проходят дополнительные обследования офтальмолога в связи с риском ухудшения зрения на первом году жизни.

Родители, воспитывающие ребенка группы риска, могут обратиться со своими жалобами на проблемы в доречевом развитии ребенка к специалистам (неврологу, сурдологу, офтальмологу) на любом из таких профилактических осмотров и настоять на направлении ребенка на консультацию к логопеду детской поликлиники. Там можно получить первую консультацию и узнать, в каком специализированном муниципальном учреждении, работающим с детьми раннего возраста, вы можете попасть на прием к дефектологу или детскому психологу.

Всем родителям, воспитывающим детей из группы риска, следует знать: раннее распознавание и исправление отклонений речевого развития возможно с первых месяцев жизни ребенка!

Когда нужно бить тревогу?

Доречевой период очень важен для дальнейшего благополучного развития речи ребенка!Любые выявленные у ребенка до одного года серьезные трудности формирования коммуникативной деятельности, а также нарушения голосового, дыхательного или артикуляционного компонента детской речи требуют дополнительного обследования ребенка специалистами медицинского и психолого-педагогического профиля, консультирования родителей, а также проведения своевременных коррекционных мероприятий.

На первом году жизни обязательная консультация невропатолога необходима, если:

  • Ребенок ходит с поддержкой, потому что опирается на носки, а не на полную ступню или потому, что отмечается «разболтанность» в суставах – мышечная гипотония.Отмечается выраженное предпочтение действий правой или левой рукой.
  • Не понимает просьб и не знает названия предметов
  • В речи мало слогов и совсем нет слов
  • Игровая деятельность носит устойчиво разрушительный характер
  • Окружность головы более 50 или менее 44 см

Настораживать должны следующие особенности настроения и поведения детей, в первую очередь в тех случаях, когда они проявляются на протяжении достаточно   длительного времени:

  • Неспокойное, медленное засыпание с дополнительными воздействиями; неспокойный, прерывистый или, наоборот, очень глубокий сон – укороченный или длительный;
  • Неустойчивый, плохой или резко   повышенный (неразборчивый) аппетит, отказ от пищи;
  • Отрицательные привычки – раскачивание, сосание пальца и.т.п.
  • Пассивный, безучастный характер бодрствования;
  • Раздражительно – возбужденное или подавленное настроение.

Об отставании в темпах умственного развития могут подсказать те случаи, когда ребенок в год не может по подражанию действиям взрослого:

  • Снять и надеть на стержень пирамидки 3 – 4 кольца (не соблюдая правильной последовательности);
  • Открыть и закрыть крышечки от коробок;
  • Поставить кубик на кубик;
  • Достать рукой предметы из коробки (переворачивание коробки не считается);
  • Прокатить предмет на колесиках;
  • Произвести игровые действия с куклой (покачать, покормить, причесать).

О нарушениях развития эмоциональной сферы могут показать случаи:

  • Не настораживается при появлении незнакомого человека или в новой обстановке;
  • Не радуется новым игрушкам, играм со взрослым, приходу близкого человека, относится ко всему равнодушно или негативно;
  • Не проявляет недовольства или обиды при запретах, резком тоне взрослого;

1,5 года

Отставание в темпах развития умственной деятельности имеет место, если ребенок:

  • С трех попыток не может вставить вкладыши в простую доску Сегена (круг, квадрат, треугольник);
  • Не начинает чертить по бумаге, если в его руку вложен карандаш;
  • Не складывает предметы в коробку (должен положить по показу не менее 5-6 предметов из
  • Не может дать игрушку такого же цвета, как просит (показывает взрослый);
  • Не может дать предмет такой же формы, как просит и показывает взрослый (например, кубик);
  • Не ориентируется в двух величинах (большой и маленький) – не находит после показа по просьбе взрослого.

 Отставание в развитии эмоционально – волевой сферы проявляется в том, что ребенок:

  • Не плачет при расставании с матерью и не скучает некоторое время после него;
  • Не реагирует эмоционально (отказом от действия, слезами, обращением к взрослому), когда что – то не получается и не радуется, когда получается;
  • Не подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации («пожалеть»).

2 года

Признаки отставания в развитии умственной сферы:

  • Не ориентируется в трех контрастных величинах, т.е. не может вложить меньший предмет в больший (матрешка, мисочки);
  • Не подбирает по образцу 3 – 4 цвета;
  • Не собирает в правильной последовательности пирамидку из 3 колец (после показа);
  • Не проявляет сообразительности в попытках доставании недосягаемого предмета;
  • Не решает сам игровую ситуацию при предъявлении игрового материала;
  • Не подражает действиям близкого взрослого;

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

  • Не способен спокойно немного подождать (после объяснения взрослого);
  • Не понимает «хорошо» и «плохо»;
  • Не сопереживает плачущему ребенку;

3 года

Признаки отставания в развитии умственной сферы:

  • Не может назвать свой пол, имя и фамилию;
  • Не различает круг, квадрат, треугольник (не может дать такую же деталь из плоскостной мозаики);
  • Не может дорисовать недостающие детали к рисунку взрослого, скопировать круг, крест;
  • Не складывает доску Сегена с 6 вкладышами или «Коробку форм»;
  • Не может указать самую длинную линию из трех, положить по просьбе в чашку один или два кубика;
  • Не может запомнить простые правила в подвижных играх.

Признаки отставания в развитии эмоциональной сферы:

  • Безразличен к похвале, положительному отношению со стороны взрослого;
  • Не владеет способами эмоционального общения.

 

 

Опрос

Куда Вы обратитесь за помощью в сложной жизненной ситуации и психологической проблеме?
 

ТЕЛЕФОН

ДОВЕРИЯ

Анонимно,

круглосуточно

35-50-50

8-800-100-35-50

(звонок бесплатный

с любого телефона

республики)

8-800-2000-122