emblema1

 

 
  
Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования 
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
 
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай  тэрилтэтэ  
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
 
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5
тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru
06.12.2017 19:12

Никифорова Наталья Петровна, педагог-психолог МБОУ ЦПМСС 

 Аннотация. В статье рассматривается психокоррекционная программа для детей и подростков. Освещается положительное влияние камнетерапии на снижение тревожности, что позволяет создать ребенку необходимые условия для преодоления возникающих проблем.

Ключевые слова: камнетерапия, психокоррекционная работа, групповая работа, снижение тревожности.

В отечественной психологии изучением проблемы тревожности занимались такие ученые как: А.М. Прихожан, Е.Ю. Брель, А.К. Дусавицкий, А.И. Захаров и др. Исследования этих ученых выявили факт того, что в последнее время количество тревожных детей увеличилось. 

Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям. Данные исследований Дж. Рейха, Дж. Хенсера, В. Майера указывают на то, что состояние тревоги связано с изменением когнитивной оценки окружающего мира и самого себя. Экспериментально-психологическое определение степени тревожности предполагает раскрытие внутреннего отношения ребенка к определенной ситуации, дающее косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе.

Камнетерапия – это один из наиболее эффективных способов работы с детьми и подростками. В процессе работы с камнями дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояние своего внутреннего «Я». В экспериментальных исследованиях А.В. Черняевой отмечается, что «средства камнетерапии вызывают просветленные и добрые чувства и состояния, способствуют мыслительным и творческим процессам у испытуемых». Использование на занятиях речных камней способствует сближению детей и подростков с природой, воспитанию бережного, заботливого отношения к ней и в последующем окружающим. Работая с этим материалом, дети развивают в себе аккуратность, воображение, творчество при воплощении своего замысла, волевых качеств в моменты преодоления трудностей и навыки саморегуляции.

 Совместное использование этих методов эффективно работает с снижением уровня тревожности, страха, агрессивность, обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучится конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.

Цель программы: снижение уровня тревожности у детей и подростков.

Задачи программы:

1) развитие коммуникативных навыков и эмпатии;

2) развитие навыков саморегуляции;

3) развитие уверенности в своих силах.

Категория участников:дети и подростки 7-15 лет.

Данная программа состоит из пяти занятий и прошла апробацию в летнем тренинговом лагере «ДРУГой мир» для детей и подростков от 7 до 17 лет на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения» городского округа «город Якутск». В программе также были использованы психогимнастика, медитивно-релаксационные и арт-терапевтические упражнения.

Каждое занятие состоит из трех частей:

1) вводная часть (разминка, первичная диагностикам-на первом занятии);

2) основная часть (рабочая);

3) завершение (итоговая диагностика-на последнем занятии, рефлексия).

Необходимые оборудования и материалы для проведения занятий по камнетерапии: речные камни (маленькие, средние и большие), акриловые краски, кисточки, салфетки, музыкальное сопровождение.

В ходе реализации данной программы дети и подростки создавали настоящие творческие произведения, в процессе создания которых они раскрывали свои внутренние ресурсы, развивали уверенное поведение и навыки саморегуляции. В конце цикла занятий по камнетерапии у детей и подростков наблюдались снижение уровня агрессивности и тревожности, сплочение детского коллектива.

Первичная и итоговая диагностика показала, что у 18% детей и подростков снизилась личностная тревожность. Кроме снижения уровня тревожности, наблюдается терпеливое отношение друг к другу, аккуратность, развитие волевых качеств в моменты преодоления трудностей.

   

 

                         Рис.1                                                 Рис.2

В настоящий момент данная программа активно используется в рамках индивидуального психологического сопровождения детей и подростков.

Ход одного занятия

Цель занятия: развитие воображения, исследовательской деятельности, снятие тревожности, агрессивности и страхов.

Материалы: гладкие булыжники и морские камушки разных размеров и цветов, акриловые краски.

Игра-разминка «Рукопожатие или поклон». Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.

2.    Основная часть (рабочая).

Упражнение «Балансирующие камни»

Необходимое время: 10 минут.

Процедура: каждый участник получает горстку камушков. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы. Это известная китайская игра, в которую умеют играть даже малыши. Задача - выстроить из плоских и гладких камушков настолько высокую башенку, насколько это возможно.

Упражнение  «Волшебный камень»

Необходимое время: 20 минут.

Процедура: каждый участник выбирает себе камень, которого считает волшебным для него. Упражнение может сопровождаться приятной мелодией для создания мягкой, расслабленной атмосферы.

Инструкция: Выбрать камушек и разукрасить свой волшебный камень придумать историю этого камушка. Представьте, что камушек ожил и рассказывает историю своей жизни. О чем он может рассказать? Попробуйте придумать историю камушка.

3. Завершение

Обратная связь. Каждый участник высказывается, что он получил в конце занятия.

Заключительное упражнение «Подарок»

Инструкция: Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)   

Литература:

1) Прихожан А.М.  Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности// Тревога и тревожность. – СПб., 2001.

2) Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. - М.: Когито-Центр, 2007.

3) Международный образовательный портал http://www.maam.ru.// [электронный ресурс] http://www.maam.ru/detskijsad/kamneterapija.html

 

Обратная связь о фактах коррупции

soobwenie.jpg

3GMO SRP

Опрос

Куда Вы обратитесь за помощью в сложной жизненной ситуации и психологической проблеме?
 

ПЛК-12-scaled

Контакты

43-09-07 - запись на психологическую консультацию, массаж
43-09-08 - Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК), учителя-логопеды

ТЕЛЕФОН

ДОВЕРИЯ

Анонимно,

круглосуточно

35-50-50

8-800-100-35-50

(звонок бесплатный

с любого телефона

республики)

8-800-2000-122