emblema1

 

 
  
Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение 
"ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ"
городского округа "город Якутск"
 
Дьокуускай куорат уокуругун дьаhалтатын
муниципальнай бюджетнай уерэ5ирии тэрилтэтэ  
"УЛААТАН ЭРЭР УОННА КЫРА О5ОЛОР УЙУЛ5АЛАРЫН
ЧЕЛYГЭР ТYhЭРЭР, САЙЫННАРАР КИИН"
 
677005, г. Якутск, ул. Рыдзинского, д. 18/5
тел./факс: (4112)43-09-06, e-mail: cpprk_dp@mail.ru

АННОТАЦИЯ 

к программе по духовно-нравственному воспитанию для детей младшего школьного возраста «Уроки доброты»

Актуальность

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Одна из актуальных задач, стоящих перед образовательными учреждениями России, — подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника.

В современном обществе, когда всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Цель программы: формирование духовно-нравственных ориентиров у детей младшего школьного возраста

Задачи программы:

  • Формирование основ морали и осознанная необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
  • Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
  • Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  • Организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям.
  • Организация общественно-полезной и досуговой деятельности воспитанников МБОУ ЦПМСС.

Адресная группа: Младший школьный возраст.

Срок реализации: В течение учебного года

Периодичность мероприятий:1 раз в неделю

Продолжительность мероприятий: 5 обучающих занятий

Методические материалы:

 наглядно-дидактические пособия;

 тематические предметные картины

• игровые упражнения;

• ролевые игры;

• фокусированная дискуссия;

• мозговой штурм;

• просмотр и обсуждение видеофильмов;

• совместная работа в малых группах.

Календарно – тематический план

Тема

Кол-во часов

Тип занятий

Элементы содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

1

“Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?”

2

Занятие – познание

Национальная культура. Традиции и обряды.

Понимать, что такое традиции и обычаи.

2

Великие люди – великие имена.

1

Беседа

Имя – слово, которым называют человека. Значение имени.Имя человека– его слава и достоинство.

Называть имена святых и известных люди, которые прославили свои имена в истории. Уметь различать портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.

3

“Что такое семья? Наш род.

1

Занятие – познание

Семья – любовь, согласие, забота.

Родные, родня, род.

Знать свои обязанности в семье.

Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья.

4

Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Основные правила почитания старших

1

Беседа

Основные правила почитания и уважения старших. Родители. Помощь и благодарность. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

Знать варианты благодарения родителей.

Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу

5

Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный.

1

Беседа

Семья – любовь, согласие, забота

Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.

6

Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница

1

Занятие – открытие

Первый образ. Мама. Любовь и уважение к маме. Идеал в жизни. Любимый образ.

Знать элементарные автобиографические сведения о родителях.

Уметь уважительно относиться к родителям

7

“Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект.

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Составление родословной. “Древо моей семьи”.

Знать и уметь составлять свою родословную.

8

В начале было слово…

Какие бывают слова?

1

Занятие – познание.

Ролевая игра.

Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова.

Знать значения слов, означающих приветствие и прощание.

Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией.

9

Священные слова.

1

Беседа

Светлый образ. Благодатный образ. Праведники. Мудрецы.

Знать, какую смысловую роль играет Светлый образ в жизни православного человека.

Уметь объяснять, что обозначает понятие “Светлый образ”.

10

Сердечные слова

1

Занятие – открытие

Какие бывают сердца у людей? Понятие “любящее сердце”, “милое сердце”, “чистое сердце”, “каменное сердце”. Что значит любить? Любить – получать, любить – служить.

Знать правила доброго, любящего сердца

11

Честные слова

1

Викторина

Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад.

Знать варианты благодарения родителей.

Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям.

12

Составление словарика добрых слов

2

Интегрированное занятие.

Практикум.

Создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день.

Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами.

Уметь высказывать свое отношение к окружающим, ценить положительные качества человека.

13

Сундучок с добродетелями. Работа с цветной бумагой и соленым тестом

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Красота внешняя и красота внутренняя. Идеал в жизни.

Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).

Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь, соленое тесто), анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала

14

Произведения культуры – живая память Отечества.

1

Литературное знакомство

Род. Родина. Почитание и уважение старших. Истоки. Мудрость.

Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.

Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение

15

Священный долг защиты Отечества. Образ Спасителя.

1

Занятие – познание

Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; представления о вере, духовности

Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории.

16

Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Наша Родина – Россия (в старину – Русь). Почему Русь называлась святой? Родина и ее защитники. Какими должны быть защитники (смелыми, честными, отважными, мужественными).

Уметь различать репродукции известных художников по теме “Защитники Отечества”, портреты защитников земли Русской Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.

17

Русские народные богатыри. Былины

1

Литературное знакомство

Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор.

Знать понятие былины и отличие былины от других жанров. Уметь придумывать и рассказывать былины.

18

Традиции праведного дела: жить, трудиться, и творить во имя ближнего и Отечества

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы "Делу – время, потехе – час".

Иметь элементарные представления о различных профессиях.

19

Дела милосердия. Традиции на Руси.

1

Занятие – познание

Какие ценности есть у человечества. Что объединяет разные народы. Как возникли правила.

 

20

Дружба. Что это такое?

1

Час размышления

Дружба, друг. Взаимовыручка. Помощь. Честность.

Проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды;

21

Цветы дружбы. Делаем цветы. Работа с цветной бумагой

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Верный друг – человек, на которого можно надеяться, он поможет в беде и порадуется счастью друга.

Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

22

Делаем подарки для лучших друзей.

1

Интегрированное занятие.

Практикум.

Птички-свистушки

Скульптура как вид изобразительного искусства, особенности ее восприятия.

Сравнение различных видов изобразительного искусства (скульптуры); выполнение работы по лепке птиц в объеме.

Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.

23

Творчество. Талант – особый дар человека.

Таланты родителей.

1

Дискуссия

Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость

Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

24

Традиции праздника

1

Игра

Праздник. Народные игры и гуляния.

Знать названия русских православных праздников, их обряды.

25

Праздники в нашем доме

1

Дискуссия

Доброе слово. Любимый образ. Мир Книги. Дом. Семья.

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие

Знать о важности традиций в жизни православного человека.

Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим.

26

Зимние радости. Рождество Христово. Святки. Крещение.

1

Коллективная работа совместно с родителями

Рождение Иисуса Христа, Богородица, ясли, Вифлеем.

Ирод.

Святки, ряженые, рождественский Сочельник.

Знать даты этих праздников , традиции, обряды, посиделки, кушанья на этом празднике

27

Народные праздники. Масленица, региональные особенности праздника.

1

Коллективная работа совместно с родителями

Река Иордан:

освещение воды и купание в водоемах.

Крещенский Сочельник.

Знать особенности православного праздника “Масленица”.

Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. Знать жанр устного народного творчества – “заклички”.

Уметь исполнять хором “масленичные” песни.

28

“Яичко не простое, а пасхальное”.

1

Интегрированное занятие.

Куличи, крашение яиц. Чистый четверг, Великая Пятница.

Воскресение Христово

Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника.

29

С нами чудо из чудес – Благовещение с небес!”

1

Интегрированное занятие.

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник

Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника

30

Семейный лад.

1

Круглый стол

Праздник. Семейный лад. Традиции гостеприимства.

Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника.

Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу.

31

32

Заключительное занятие.

“Всемирный хоровод”

КВН

2

1

Дискуссия

Оформление летописи “Колыбелька” Проект.

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.

Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.

Использованная литература:

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". – М.: 1999 г.
  2. Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009 г.
  3. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Изд. “Школьная Пресса”, №1, 2008 г.
  4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.

 

 

Опрос

Куда Вы обратитесь за помощью в сложной жизненной ситуации и психологической проблеме?
 

ТЕЛЕФОН

ДОВЕРИЯ

Анонимно,

круглосуточно

35-50-50

8-800-100-35-50

(звонок бесплатный

с любого телефона

республики)

8-800-2000-122

Контакты

43-09-07 - запись на психологическую консультацию, массаж
43-09-08 - Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК), учителя-логопеды